|
Рассмотрим третий тип поведения. Вы можете попытаться извинить свое поведение, разъясняя детали и подчеркивая его важность. Вот типичные примеры, разыгранные слушателями на нашем семинаре.
НЭНСИ: Ты обещал позвонить мне вчера.
ГРАНТ: О, прости. Один из наших сотрудников заболел, и мне пришлось заменить его. Это бЫ(Яо так утомительно. После работы я почувствовал себя абсолютно обессиленным.
НЭНСИ: И поэтому ты заставил меня весь вечер просидеть у телефона, ожидая звонка?
ГРАНТ О, ты всегда так занята! Не думаю, чтобы это была большая жертва с твоей стороны.
ОТЕЦ: Как ты могла потратить 3000 долларов, проведя каникулы во Франции?
ДЖУДИ: Папа, 3000 долларов — это не так уж много. Кроме того, я достаточно взрослая...
ОТЕЦ: Достаточно взрослая, чтобы понимать! Этих денег хватило бы, чтобы оплачивать счета за питание целый год. И на университет их тоже было бы достаточно.
ДЖУДИ: Папа, я обязательно закончу университет. Мне остался всего лишь год, и я знаю, что у меня все получится. Просто сейчас не время.
ОТЕЦ: А когда это время наступит, у тебя опять не окажется денег. И ты снова придешь ко мне.
ДЖУДИ: Я же опоздала с платежом всего на 5 дней! И ведь я вернула тебе деньги, правда?
ОТЕЦ,- Да, ты вернула, но это говорит о том, что ты постоянно балансируешь на грани бедности! У тебя нет никаких сбережений на черный день!
ДЖУДИ (успокаивающе): Но откладывать так трудно.
ОТЕЦ: Особенно если выбрасываешь три тысячи баксов за десять дней удовольствия. И к тому же одна!
ДЖУДИ: Я способна позаботиться о себе. Целый год я вкалывала в этом чертовом офисе и теперь хочу немного расправить крылья.
ОТЕЦ: При таком отношении к жизни тебе будет нелегко!
Извиняющаяся позиция определенно ставит вас в приниженное положение. Ваш критик не получает подтверждения, что его чувства или доводы восприняты вами. Он раздражается, так как каждый его довод наталкивается на вашу оборонительную реакцию. В результате даже мелкие в начале разговора разногласия нарастают, как снежный ком, и спокойно начатая беседа может превратиться в серьезную ссору.
Четвертый тип поведения — «глаз за глаз», когда собеседник на критику отвечает критикой. Вот несколько примеров.
ДЖЕЙ: Кэрол, ты неважно оделась сегодня.
КЭРОЛ: И ты мне это говоришь после того, как вчера заявился на вечеринку в спортивном костюме! Я чуть со стыда не сгорела!
ТОМ: Дженис, ты должна была собраться пораньше. Теперь мы опоздаем.
ДЖЕНИС: О, посмотрите-ка на мистера Совершенство! Полагаю, ты уже забыл, сколько раз мне приходилось тебя ждать!
Ответная критика очень соблазнительная позиция. Ваш критик, который сам не является совершенством, критикует вас или ваше поведение и тем самым дает вам повод выплеснуть свое раздражение на него. Однако, принося временное удовлетворение, такая позиция наносит отношениям существенный вред. Она чрезвычайно редко ведет к решению реальных проблем или к достижению компромиссов. Более того, в результате такого подхода может возникнуть серьезная ссора, когда собеседники могут полностью потерять уважение друг к другу («Я пытался урезонить его, но он только кричал. Похоже, он не способен спокойно соображать».) и к самим себе («Зачем я все это ей сказал? Теперь она подумает, что она мне безразлична. Как глупо!»).
Рубрика: Литература Опубликовано: 6 Май 2010
|
|
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72