Home
xfactor
xfactor
xfactor

Совокупность условий и факторов, обусловливающих мотивационный акт, чеш ский психолог Йозеф Лингарт (1970) обозначает термином «мотивационная кон стелляция», что соответствует нашему пониманию мотива как интегрального пси хологического образования. Дав обозначение различным компонентам, могущим входить в структуру мотива, и выявив эти компоненты у конкретного человека в конкретном случае, можно мотив его поступка или деятельности записать в виде формулы. Вот как выглядит перечень компонентов, могущих входить в структуру того или иного мотива':
1 Подробная расшифровка этих компонентов мотива дана в методике изучения структу ры мотива (раздел 17.1).
Потребностный блок: П — потребность; Пб — потребность биологическая; Пс — потребность социальная; Д — долженствование, обязанность.
Блок «внутреннего фильтра»: Пвнеш — предпочтение внешнее (по внеш ним признакам); Пвнут — предпочтение внутреннее (склонности, интересы); НКдек — нравственный контроль декларируемый; НКнедек — нравственный конт роль недекларируемый; Ов — оценка своих возможностей (знаний, умений, ка­честв); Ос — оценка состояния в данный момент; Уу — учет условий достижения цели; Пп — предвидение последствий поступка, деятельности.
Целевой блок: Цп— потребностная цель; Од— опредмеченное действие; ПудП — процесс удовлетворения потребности.
Соответственно этим обозначениям, формула структуры мотива может быть та кой: или Пб, Ос, Уу, Цп или Д, НКдек, Пп, Од и т. д.
Уяснение структуры мотива важно и для практических психологов, и для педаго гов, и для юристов, да вообще для всех, кто имеет дело с людьми (в семье, школе, на производстве и т. д.). Акцентирование внимания только на одной из причин может привести к неправильному суждению о человеке и к непоправимым ошибкам
Рассмотрим один из случаев.
Девочка регулярно воровала деньги у одноклассников Выяснение обстоятельств, почему она это делала, привело к неожиданному результату, изменившему негативное мнение о ней учителей и товарищей. Оказывается, она не могла без сострадания воспринимать тот факт, что многие ребята не ходят в школьный буфет из-за постоянного отсутствия денег и захотела устранить это социальное неравенство, решив покупать им угощение. Для этого и нужны были деньги Таким образом, причиной ее поступка была не личная корысть, не жажда денег, а желание помочь своим нуждающимся товарищам И она им действительно помогала Решаю щим для оценки ее поведения оказалось «вскрытие» учителями «блока внутреннего фильт ра», выявление сострадания, а не выбора неадекватного пути удовлетворения возникшей по требности девочки
Роль этого блока с его обилием разных мотиваторов в выяснении причины того или иного поступка видна и из выделения низменных и высоконравственных моти вов.
А. Н. Леонтьев говорил, что функция мотивов, взятая со стороны сознания, со стоит в том, что они как бы оценивают жизненное значение для субъекта объектив ных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах, придают им личностный смысл.

xfactor
Рубрика: Литература Опубликовано: 4 Ноябрь 2010
xfactor

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58

 
xfactor
САНТ
Театр "АМАДЕЙ"
Добро пожаловать на официальный сайт театра "Амадей" (г. Ульяновск) !