Home
xfactor
xfactor
xfactor

Исторически изучение этого вопроса началось в первой четверти XX века в свя зи с исследованием влияния различной по силе стимуляции на уровень активности, силу эмоциональной реакции и эффективность научения. При этом под мотивацией понималось всякое стимулирующее воздействие на активность человека и живот ных, вплоть до введения фармакологических препаратов Было выявлено, и прежде всего опытами Йеркса и Додсона (1908) по различению двух яркостей, что чрезмерная стимуляция приводит к замедлению скорости научения В эксперименте дава лась задача, предполагавшая три уровня различения, предусматривались и три уров ня стимуляции (мотивации): сильный, средний и слабый удары электрическим то ком как наказание за ошибку.
Полученные при этом результаты представлены на рис 15.1. По оси абсцисс от ложены уровни силы электрического тока, по оси ординат — число проб, необходи мых для достижения хорошего различения; три кривые соответствуют трем уров ням трудности задачи. Результаты эксперимента показывают, что в каждом случае имеется оптимум силы тока (мотивации), при котором научение происходит быстрее всего. Важно также, что оптимум стимуляции зависит и от трудности задачи: чем она труднее, тем оптимум ближе к пороговой величине стимула. Следователь но, при сложной задаче нужна слабая мотивация, а при легкой — сильная.

Рис. 15.1. Схема, иллюстрирующая закон Йеркса—Додсона

Выявленные закономерности получили название закона Йеркса—Додсона, ко торый приобрел широкую известность как за рубежом, так и среди отечественных психологов Между тем, говоря об этом законе, необходимо сделать некоторые за мечания Начну с того, что по своей сути этот закон ничем не отличается от закона оптимума—пессимума, который сформулировал русский физиолог Н Е Введен ский (1905) и распространял и на поведение человека Так, он писал, что одним из условии плодотворности умственного труда является соблюдение закона оптиму ма, под который он понимал «мерность» и ритм работы. Слишком быстро идущий человек скорее утомляется, писал Н Е Введенский, но и идущий слишком медлен­но — тоже (например, когда взрослый приспосабливается к детскому шагу) Поры вистость в работе, внезапное ее усиление оказываются неблагоприятными для про изводительности Но это же правило справедливо и для высших видов нервно-пси хической и умственной деятельности
Н Е Введенский понимал, и это особо следует подчеркнуть, что оптимум инди видуален для каждого человека: «По-видимому разным людям присущ более или менее различный ритм работы С этим приходится считаться в войсках на походе когда переход длинен и труден, солдатам предоставляется идти вольным шагом, так что один может шагать чаще, другой — реже, так как маршировка в ногу и строгое подчинение общему темпу движений утомляет отдельных индивидуумов скорее Подобно тому, непривычное быстрое чтение быстро утомляет внимание слушате ли и притом в различной степени, так что и для умственной работы следует допустить некоторый, более или менее определенный для каждого индивидуума, темп нормальной деятельности»(1952, с 866)

xfactor
Рубрика: Литература Опубликовано: 4 Ноябрь 2010
xfactor

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58

 
xfactor
САНТ
Театр "АМАДЕЙ"
Добро пожаловать на официальный сайт театра "Амадей" (г. Ульяновск) !