|
Иерархизированность мотивационной сферы — это отражение в сознании чело века значимости той или иной потребности, мотивационной установки, других мотивационных диспозиций, в соответствии с чем одни имеют доминирующее значе ние при формировании мотива, а другие — подчиненное, второстепенное; одни ис пользуются чаще, другие — реже.
Целенаправленное формирование мотивационной сферы личности — это, по су ществу, формирование самой личности, т.е. в основном педагогическая задача по воспитанию нравственности, формированию интересов, привычек.
Итак, мною рассмотрены мотивационные образования, одни из которых скорее всего отражают потребности человека (интересы как познавательная потребность, влечения, желания, привычки, собственно потребности), другие — намерения, т. е. мотивы, лишенные в данный момент побудительной энергии, «запала» (мотиваци онные установки, мечты, направленность личности). В их понимании имеется еще много спорного, неясного, и представленная наша точка зрения — это скорее по пытка найти противоречия и выход из них, чем истина в последней инстанции. Что, однако, очевидно, — так это некорректность ряда авторов в использовании слово сочетаний, относящихся к мотивационной сфере человека. Так, говорят: потребнос ти реализуются, мотивы удовлетворяются. Правильнее же говорить потребности (и интересы) удовлетворяются, мотивы реализуются, проявляются, желания и меч ты осуществляются.
ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
МОТИВАЦИИ
И СТРУКТУРЫ МОТИВА
Поскольку процесс формирования мотива (мотивация) связан с ис пользованием многих личностных образований, постепенно формирующихся по мере развития личности, очевидно, что на каждом возрастном этапе будут иметься какие-то особенности мотивации и структуры мотива.
Но прежде чем перейти к изложению этого вопроса, считаю необходимым под черкнуть, что новообразованием является не мотивация, как пишут некоторые ав торы, а мотиваторы, т. е. психологические факторы, влияющие на процесс мотива ции и формирование намерения.
9.1. ПЕРИОД МЛАДЕНЧЕСТВА
Сказать, с какого возраста у ребенка появляются мотивированные, т. е. сознательные действия, чрезвычайно трудно. Альбрехт Пейпер писал: «Мы от казываемся судить о содержании сознания грудного ребенка; последнее недоступно исследованию; невозможно установить, когда именно у растущего ребенка появля ется сознание. Ведь единственным способом узнать об этом является самонаблюде ние, а его в первый год жизни не существует». И еще: «Поэтому невозможно избе жать грубых ошибок, когда грудным детям приписывают субъективную среду взрос лого, что часто имеет место» (1962, с. 468).
Все это так. И все же трудно представить себе, что на протяжении целого перво го года ребенок живет как существо, активность которого проявляется только по типу стимул-реакция.
Рубрика: Литература Опубликовано: 4 Ноябрь 2010
|
|
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52