|
Таким образом, развитие детского самосознания до 3-летнего возраста связано с выделением побуждений к выполняемым действиям (желаний), с формулирова нием ребенком цели своего действия, поступка, с отнесением желаний к самому себе. Наличие же представляемой цели, желания означает, что поведение ребенка стало мотивированным, совершаемым под влиянием мотива. Правда, первые фор мы мотивации еще несовершенны, подвержены импульсивности: потребности не устойчивы, ребенок не может их контролировать, сдерживать. Это, как отмечает Л. И. Божович, только начало, за которым ребенок должен научиться действовать не только вопреки внешним, но и внутренним препятствиям, научиться преодолевать свои желания. Пока же он почти целиком зависит от взрослых, его потребнос ти не удовлетворяются им самим. «Взрослый — главный предмет, в котором крис таллизуются все потребности малыша», — пишет Л. И. Божович. Естественно, это накладывает отпечаток на структуру большинства мотивов малышей. Возникнове ние потребности, ее осознание и вербализация приводят ребенка не к поиску пред мета удовлетворения потребности и пути его достижения, а к обращению к родите лям: «Хочу, дай». Поисковая активность в большинстве случаев исключается, в ре зультате чего первая стадия формирования мотива сразу переходит в третью, связанную с формированием намерения (чаще всего — обратиться к взрослым). Мотивы оказываются редуцированными и плохо осознаваемыми. При этом у 3-лет-них детей наблюдаются случаи проявления строптивости, когда ребенок стре мится настоять на своих желаниях, недоволен всем, что ему предлагают и что дела ют другие.
Структура мотивационной сферы ребенка 2-3-летнего возраста характеризует ся значительной аморфностью, отсутствием устойчивой иерархии потребностей и ценностей, а следовательно и мотивов. У него имеется рядоположный набор знаемых потребностей, сменяющих друг друга в случайном порядке. Жизненно важные потребности и капризы (необоснованные желания) часто имеют для него одинако вую значимость. Побуждения сменяются во времени, не подчиняясь сознательно-волевому контролю.
Желания в этом возрасте носят ситуативный характер: висящий плод вызывает у ребенка желание съесть его, вид игрушки — поиграть с ней и т. д. По этому пово ду С. Л. Рубинштейн писал:
Каждое непосредственно на ребенка воздействующее побуждение имеет в раннем дет стве еще очень большую власть над ребенком Поэтому внутренняя мотивация еще очень не устойчива' при каждой перемене ситуации ребенок может оказаться во власти других побуж дений. Неустойчивость мотивации обусловливает известную бессистемность действий (1946, с 532).
Таким образом, для детей этого возраста характерна мотивация третьего типа, возникающая из-за привлекательности объекта.
Еще одной особенностью мотивов детей 2-3-летнего возраста является эмоцио нальная насыщенность их желаний. С. Л. Рубинштейн писал, что каждое их жела ние сродни аффекту. Эмоции ребенка непосредственно переходят в действия, что означает отсутствие второго этапа в процессе формирования мотива и значитель ное редуцирование третьего, последнего этапа, т. е. обдумывания. Поэтому пове дение ребенка раннего возраста характеризуется импульсивностью (чрезмерной зависимостью от потребности) и ситуативностью (чрезмерной зависимостью от случайных внешних обстоятельств). То и другое связано с ближайшей действи тельностью, с сиюминутностью.
Рубрика: Литература Опубликовано: 4 Ноябрь 2010
|
|
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52