|
И. Шванцера тоже отмечает эти особенности побуждений детей: быструю «истощаемость», «забываемость» при небольшой актуальности потребности, а в случае значительной актуальности — установку на быструю, иногда немедленную, реали зацию побуждения и в случае неудовлетворения — возникновение аффективной реакции, которая является своеобразной формой «разрядки» эмоционального воз буждения. Выражением этого может быть появляющееся у детей 3 лет упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется (может, ему уже расхотелось или не очень хочется), а потому, что он желает, чтобы с его мнени ем считались. Он не может отказаться от своего первоначального решения даже при изменившихся обстоятельствах, с которыми не хочет считаться.
В 3-летнем возрасте ребенок начинает решать мотивационные конфликты вто рого типа (по К. Левину), т. е. делает выбор между двумя отрицательными альтер нативами (из двух зол выбирает наименьшее). А несколько ранее, приблизительно в 2-летнем возрасте, он решает конфликты третьего типа, т. е. выбирает между по ложительной и отрицательной альтернативами (например, конфликт нормативной ценности и реальной: «хочешь быть хорошим или злым ребенком», тогда как дей ствительной ценностью для него является игрушка, прогулка и т. п.). У детей этого возраста, да и у более старших, в большинстве случаев встречаются близкие и «небольшие» цели, превращающиеся затем при соответствующем воспитании в привычные (умывание, определенные способы еды и т. п )
В общем, можно сказать, что в этом возрасте дети в большей мере являются ра бами своих желаний, чем сознательными личностями В силу своей беспомощности они являются рабами и своего окружения. Сохранение такого положения до взрос лости приводит к деформированному развитию личности. А. Маслоу пишет, что если человек находится в таком зависимом положении, то вряд ли можно считать его хозяином своей судьбы. Он должен держаться источников желаемого удовлет ворения, подчиняться их правилам, вынужден удовлетворять их желания и капри зы, ибо в противном случае он рискует потерять все. Он обязан быть ориентирован ным на других людей и не может не зависеть от их одобрения, расположения и доб рой воли. Иными словами, такой человек вынужден приспосабливаться, подгоняя себя под внешнюю ситуацию.
И все же уже на третьем году жизни в мотивационный процесс могут включать ся мотиваторы из блока «внутреннего фильтра», так как начинает формироваться нравственная сфера ребенка (он начинает понимать со слов старших, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что неправильно, как красиво, а как некрасиво себя вести и т. д., причем эти критерии он принимает «на веру»). Таким образом, его нравственность ориентирована на взрослых, и оценка себя и своих поступков осу ществляется с учетом их оценок и мнений А это означает, что у малыша становит ся выраженной потребность в сотрудничестве со взрослыми и в получении от них одобрения.
Интересный в этом плане пример приводит Н. А Менчинская, наблюдавшая по ведение своего маленького сына и ведшая в связи с этим дневник (1957, с. 14). Она пишет.
Ему очень хотелось тронуть игрушку, он сел на корточки у ванны и повторял несколько раз «не тогаю», спрашивал «мозьна мотеть?» Но потом, после очередного «не тогаю», он схватил одну из игрушек
В данном случае желание 2-летнего ребенка все-таки победило запрет трогать игрушки, но борьба потребности с долженствованием (запретом) выразилась очень отчетливо.
https://agiro.ru офисные и бытовые светодиодные светильники.
Рубрика: Литература Опубликовано: 4 Ноябрь 2010
|
|
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52