Home
xfactor
xfactor
xfactor

Младшие школьники в большей мере, чем дошкольники, способны подавлять свои желания ради блага других. Так, Л. С. Славина (1972) предлагала младшим школьникам, увлеченным игрой, сделать другую работу — вырезать и оклеить цвет ной бумагой картонные квадратики для детского сада. Половина детей бросили игру и, что важно, — в дальнейшем они интересовались, как в детсаде оценили их работу. К концу младшего школьного возраста большинство учащихся при изменении общего смысла деятельности могут изменять конкретную цель. Это свидетельству ет о том, что начинает функционировать возвратный механизм формирования моти ва, о котором говорит А. А. Файзуллаев. У школьников младших классов совершен ствуется умение планировать свои действия.
Социальные мотивы учения по-разному выражены у школьников с разной успе ваемостью. Как отмечает И. Ю. Кулагина (1983), мотивы неуспевающих школьни ков специфичны. При наличии сильного мотива получения хорошей отметки и одоб рения круг их социальных мотивов учения сужен. Некоторые социальные мотивы у них появляются только к 3-му классу.
Первоклассников, проучившихся только одну четверть, спрашивали, что им нра вится и что исправится в школе. Будущие отличники и будущие троечники (и неус певающие) давали разные ответы. Первые подчеркивали ценность учебного содер жания и школьных правил («нравится, что уроки задают», «нравятся уроки» и т. п.). Вторые отмечали моменты, связанные с досугом («нравится продленка, там все иг раем», «нравится, что в школе бывают каникулы»). Хорошо успевающих детей при влекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы, отстающие же про являют интерес чаще всего к наиболее легким, с их точки зрения, дисциплинам-— пению, физкультуре.
Неуспевающие ученики ориентируются на процесс выполнения отдельных, част ных действий и на протяжении всех лет обучения в начальной школе сохраняют склонность к облегченной учебной работе, механическому копированию действий учителя. Интерес к содержанию предмета обычно связан с новизной материала, сме ной конкретных видов работы, наглядной стороной обучения и игровыми элемента ми урока.
У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успе ха — желание хорошо выполнить задание, сочетающееся с мотивом получения вы сокой отметки или одобрения взрослых. У слабо успевающих школьников началь ных классов мотив достижения выражен значительно хуже, а в ряде случаев вооб ще отсутствует.
Престижная мотивация, связанная с соперничеством со способными однокласс никами, присуща хорошо успевающим учащимся с завышенной самооценкой и ли дерскими наклонностями. У неуспевающих учеников престижная мотивация не раз вивается.
Мотив избегания неудачи присущ как хорошо успевающим, так и плохо успе вающим учащимся младших классов, но к окончанию начальной школы у после дних он достигает значительной силы, так как мотив достижения успеха у них практически отсутствует. Почти четверть неуспевающих третьеклассников отри­цательно относятся к учению из-за того, что у них преобладает мотив избегания неудачи.
В этом же возрасте школьники испытывают потребность реализовывать себя как субъекта, приобщаясь к социальным сторонам жизни не просто на уровне понима ния, но и как преобразователи. Главным критерием оценки себя и других становят ся нравственные и психологические особенности личности (В. Н. Лозоцева, 1982).
9.5. ПЕРИОД СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТРОЧЕСТВО)

xfactor
Рубрика: Литература Опубликовано: 4 Ноябрь 2010
xfactor

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52

 
xfactor
САНТ
Театр "АМАДЕЙ"
Добро пожаловать на официальный сайт театра "Амадей" (г. Ульяновск) !