|
В этом возрасте, называемом переходным, происходят существен ные изменения в организме и психике ребенка, обусловленные половым созревани ем. Как отмечал Л. С. Выготский (1984), это существенно изменяет сферу интере сов ребенка. При этом, ссылаясь на исследования О. Кро (О. Kroh, 1926), В. Петерса (W. Peters, 1927), Ш. Бюллер (Ch. Buhller, 1926), он пишет, что в переходном пери оде можно отчетливо проследить две волны (фазы) в развитии интересов: волну по явления новых влечений, создающих органическую основу для новой системы инте ресов, а затем и волну созревания этой новой системы интересов, надстраивающей ся над новым влечением. Фаза влечений длится обычно около двух лет. Она характеризуется В. Петерсом как фаза резких колебаний и столкновений психоло гических установок, фаза крушения авторитетов. В этой фазе происходит свертыва ние и отмирание прежде установившейся системы интересов (отсюда ее негатив ный, протестующий, отрицательный характер), вызревание и появление первых органических влечений, связанных с половым созреванием. Именно сочетание обо их моментов, взятых вместе, пишет Л. С. Выготский, характеризует тот на первый взгляд странный факт, что у подростка наблюдается как будто общее понижение, а иногда даже и полное отсутствие интересов. Эта опустошающая фаза, в продолже ние которой подросток окончательно изживает свое детство, дала повод Л. Толсто му назвать этот период «пустыней отрочества».Для этой фазы характерны также пессимизм, распад коллективных связей, раз рыв сложившихся прежде отношений между детьми, в том числе и дружествен ных, стремление к одиночеству, резкое изменение отношения к другим людям, пре небрежение правилами общественного поведения (Л. Вечерка [L. Vecerka, 1926]; П. Л. Загоровский, 1928).
Вторая фаза — фаза интересов — вначале характеризуется их многообразием. Затем постепенно, путем дифференциации, выбирается и укрепляется некоторое основное ядро интересов. Романтические стремления уступают место реалистично му и прагматичному выбору одного наиболее устойчивого интереса, большей час тью непосредственно связанного с основной жизненной линией подростка и определяющего направленность его личности. Для этой фазы характерным является так же расширение и укрепление общественных связей. Вторая фаза существенно зависит от материальных условий жизни, окружения. При неблагоприятных, тяже лых условиях она сжата по времени, заторможена в своем развитии, из-за чего круг интересов подростка мал и беден.
В исследованиях К. Рейнингера (К. Reininger, 1924), Л. Вечерка (1926) и Г. Хетцер (Н. Hetzer, 1927) показано, что в протекании этих фаз имеются существенные половые различия. Негативная фаза у мальчиков наступает позднее (в связи с более поздним половым созреванием), но протекает она более бурно и длительно, негати визм выражен сильнее.
В мотивационной сфере подростков, как отмечает Л. И. Божович, происходит чрезвычайно важное событие, заключающееся в том, что они в значительной степе ни способны руководствоваться в своем нравственном поведении теми требования ми, которые сами себе предъявляют, и теми задачами и целями, которые перед со бой ставят. Следовательно, происходит переход от «реактивного» следования тре бованиям извне к активному построению своего поведения в соответствии со своим собственным идеалом.
Рубрика: Литература Опубликовано: 4 Ноябрь 2010
|
|
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52