|
У новорожденных и младенцев, наряду с органическими потребно стями в пище, тепле и т. п., имеются и потребности, отражающие их психическую активность. Многие авторы (Л. И. Божович, 1968; М. Ю. Кистяковская, 1965; А. М. Фонарев, 1977 и др.) отмечают наличие у детей потребности во впечатле ниях. После рождения ребенок обнаруживает тягу к новым впечатлениям, жадно ловя лучи света, прислушиваясь к разным звукам, замирая от прикосновения к сво ему телу. При этом чем сложнее и необычнее объект, тем больше он приковывает внимание ребенка, тем дольше ребенок проявляет к нему интерес. С течением вре мени потребность во впечатлениях постоянно увеличивается (Ж Пиаже, 1969, Д. Бруннер, 1971).
Другой ярко выраженной потребностью детей, начиная с младенческого возра ста, является потребность в активности, отражающая «нужду» органа в активности («работа строит орган»). Дети постоянно придумывают себе занятия, перехо дя от одних манипуляций с предметами к другим, от одной игры к другой. Вялость ребенка, его пассивность служат признаком его болезненного состояния или дефек тов развития («анакликтическая депрессия» у детей с явлениями госпитализма, опи санная Р. Спиц). Еще одной потребностью маленьких детей является нужда в мате ринской заботе, ласке, нежности, любви, а она со временем трансформируется в потребность в поддержке и признании (Д. Б. Эльконин, 1989; Т. В Драгунова, 1961; Л. И. Божович, 1968).
С возрастом изменяется не только структура мотива (увеличивается число фак торов, учитываемых при формировании намерения), но и ее содержание за счет смены доминирующих мотиваторов, в частности доминирующих потребностей. Например, А. Маслоу считает, что у человека с момента рождения последователь но появляются и сопровождают взросление следующие семь классов потребностей (рис. 9.1): 1) физиологические (органические) потребности; 2) потребности в бе зопасности; 3) потребности в принадлежности и любви; 4) потребность в уваже нии (почитании); 5) познавательные потребности; 6) эстетические потребности; 7) потребность в самоактуализации.
Неслучайно Л. С Выготский считал, что сущность переходных или критических периодов развития коренится в изменении потребностей и побуждений ребенка.
Рис. 9.1. Последовательность появления потребностей в онтогенезе — снизу вверх (по А Маслоу).
По данным Т Бауэр, М. И Лисиной и других психологов, у 6-летнего ребенка обостряется потребность в познании объектов внешнего мира, значимых для общества, к 9 годам получают развитие потребности в признании другими людь ми, в 15 лет основное место занимают потребности в развитии способностей, приобретении умений, в 15-17 лет отчетливо проявляется потребность в само реализации. При этом потребность в признании другими людьми, в определенном положении в системе общественных отношений в разном возрасте понимается по-разному. У подростков — это положение (социальный статус) в группе сверстни ков, а у старшеклассников — положение как членов общества (Л. И Божович)
Источник https://violahouse.ru
Рубрика: Литература Опубликовано: 4 Ноябрь 2010
|
|
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52