Home
xfactor
xfactor
xfactor

Как показал Л. П. Кичатинов, среди факторов, влияющих на побуждение к пред метной деятельности, в младшем дошкольном возрасте ведущую роль играет по лучение удовольствия от деятельности и стремление к овладению деятельностью (формированию умений). В старшем дошкольном возрасте чаще всего называется стремление к овладению деятельностью, в младших классах школы — опять удо­вольствие, полученное от деятельности. В средних классах деятельность приобре тает другой смысл: она рассматривается многими как средство самосовершенство вания. В старших классах поводом для деятельности является интерес не вообще к ней, а к конкретному ее виду.
Потребность в справедливости и щедрости, по данным Н. В. Рогава (1977), у младших школьников находится в зачаточном состоянии. У многих подростков она уже выражена, а в старшем школьном возрасте активно формируется. При этом старшеклассники активно защищают свои и чужие права.
Изменяются с возрастом и эстетические потребности. В 2-3-летнем возрасте проявляется устойчивое осознанное стремление детей к музыке, а на 4 году жизни резко увеличивается число детей, импровизирующих при пении (К. В. Тарасова, 1988). В 7-10 лет проявляется повышенное стремление к музыкальному исполнительству и творчеству, в 12 лет начинает появляться интерес к истории и теории музыки, отчетливо проявляются музыкальные предпочтения. Характерно, что во всех возрастных группах эстетические потребности больше выражены у девочек и девушек.
9.8. ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
В каждом возрасте устанавливается своя иерархия потребностей, ведущие из которых определяют направленность личности, например гуманисти ческую (общественную) или индивидуалистическую. При этом мотивы обществен ной работы школьников с общественной направленностью могут существенно раз­личаться от таковых у лиц, не имеющих такой направленности (рис 9.2).
Д. И. Фельдштейн (см. его классификацию направленности личности в разде ле 8.7) выявил, что большинство подростков (55%) характеризуются индивидуа листической акцентуацией. При этом пик индивидуалистической направленности приходится на средних подростков, а к старшему подростковому возрасту доля индивидуалистов несколько уменьшается; общество, другие люди интересуют их опосредованно, через самих себя. Девочек с гуманистической направленностью зна чительно больше, чем мальчиков, в то же время больше мальчиков с эгоистической направленностью личности. Д. И. Фельдштейн связывает эти различия с социальны ми ролями, выработанными обществом для лиц мужского и женского пола. От жен щины общество ждет в большей степени дисциплинированности, исполнительно сти, чем самостоятельности и независимости, в большей степени способности сопе реживать, принимать чужую точку зрения, чем отстаивать свою. Женщина в большей степени должна быть лояльна, терпима, уметь прощать и уступать, что в значительной мере соответствует гуманистической направленности личности. Роль мужчины предписывает мальчику более мужественное, активное, самостоятельное и агрессивное поведение, большую независимость суждений и поступков. Таким об разом, его поведение более индивидуалистично.

Рис. 9.2. Мотивы общественной работы школьников 1 — важное и необходимое дело, 2 — дает моральное удовлетворение, 3 — из-за чувства долга, 4 — заставляют. Незаштрихованные столбики — данные для школьников с общественной направленностью, заштрихован ные — без общественной направленности

xfactor
Рубрика: Литература Опубликовано: 4 Ноябрь 2010
xfactor

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52

 
xfactor
САНТ
Театр "АМАДЕЙ"
Добро пожаловать на официальный сайт театра "Амадей" (г. Ульяновск) !