|
Л. А. Головей (1996) выявила в формировании профессиональной направленно сти роль индивидуально-психологических особенностей личности: интеллектуаль ных, психомоторных, эмоциональных. К окончанию школы тип направленности ока зывается уже достаточно сформированным. Правда, как это ни парадоксально, это мало влияет на готовность выпускников к выбору профессии. По данным Л. А. Голо вей, у 75% школьников отсутствует четкий профессиональный план, они обнару живают низкую активность в выборе профессии. Степень уверенности в выборе хотя и возрастает от подростков к юношам, но в целом невелика. Сформированный про фессиональный план имеют старшеклассники с более высоким уровнем интеллектуального развития, морально созревшие и добросовестные, обладающие высокой тревожностью.
Сходные данные получены и В. И. Журавлевым. Он отмечает, что профессиональ ные планы школьников сложны по своему составу и динамике. В них обнаружено на личие идеальных, реальных и резервных проектов (например, поступить в МГУ (у ино городних), в местный вуз, на временную работу). Между планом и фактическим само определением расхождение наблюдается у 50% выпускников школы. Это значит, что у старшеклассников процесс профессионального самоопределения не завершился.
На профессиональное самоопределение и общее перспективное планирование жизни существенное влияние, по данным Л. А. Головей, оказывают половые разли чия учащихся. Девушки опережают юношей по показателю осознанности профес сионального выбора и определенности путей получения профессии. Среди девушек преобладает социальная, артистическая направленность, а среди юношей — пред принимательская и исследовательская. У юношей на профессиональное самоопре деление влияют факторы дальней перспективы: чем более определенны планы на дальнейшую жизнь, тем выше уровень сформированности профессионального пла на и степень уверенности в правильности профессионального выбора. У девушек жизненное и профессиональное самоопределение не связаны между собой, для них характерна большая эмоциональность и ситуативность самоопределения, менее це лостное мировоззрение. У юношей же профессиональное самоопределение форми руется в русле общей жизненной перспективы и органически входит в него. Бли жайшие планы девушек определяются в основном познавательными интересами и уровнем эмоциональной возбудимости. У юношей на планирование ближайшей пер спективы большое влияние оказывают интеллектуальные показатели (комбинатор ное мышление, общий уровень интеллекта) и уровень самоконтроля; от 9-го к 11-му классу у них возрастает число требований к своей будущей профессии, т. е. прини мается во внимание все большее число факторов. У девушек же число требований к будущей профессии возрастает незначительно.
9.10. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕННОСТИ В СОЗНАНИИ СТРУКТУРЫ МОТИВА
Как показано А. В. Ермолиным, с возрастом (от младших школьни ков к студентам) снижается число ответов на вопросы о причине поступка, не свя занных со структурой мотива, и, соответственно, увеличивается число ответов, зат рагивающих тот или иной блок мотива. Это значит, что чем старше школьники, тем реже они ссылаются на внешние обстоятельства и факторы при объяснении соб ственных действий и поведения. О смещении с возрастом мотивационных детерми нант в сторону внутренних факторов говорят и изменения соотношения между вне шним и внутренним предпочтениями в сторону последнего мотиватора.
Рубрика: Литература Опубликовано: 4 Ноябрь 2010
|
|
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52