Home
xfactor
xfactor
xfactor

"Ай-яй-яй!",   или  "Гм...",  или   досадливого  "Да,   проморгал...",   или
"Верно...", "Молодец", "Так, так..." и т. п. Подчеркиваем: воздерживаться от
подобных  замечаний  надо именно в  ходе  игры, когда ребенок еще не окончил
очередного  задания.  Почему  они нежелательны? Нужно сказать,  что вначале,
когда малыш только знакомится с играми, подобные эмоциональные реплики  даже
помогают:  одобрительные  --  окрыляют,  критические  -- побуждают  работать
внимательнее, осмотрительнее. Но затем лучше от  них постепенно  отказаться,
потому  что   ребенок  начинает  больше  судить  о  своих  действиях  не  по
результатам самой работы, а по замечаниям окружающих. А это приведет к тому,
что у ребенка не будет  развиваться самоконтроль.  После очередного  шага  в
решении задачи он станет смотреть на  вас:  улыбнетесь  вы или  нахмуритесь,
кивнете одобрительно или отрицательно. И если это станет главным критерием в
его  оценке  собственных  действий, то самоконтроль,  самоанализ  заменяется
стремлением  просто угадать,  как относятся  к  этому  окружающие. Даже  при
оценке самых  сложных  работ  не  надо торопиться с замечанием:  "Смотри  --
ошибка! И еще одна ошибка! А здесь не так!"
Лучше  делать  это  по-другому.  Вот  Алеша  строит  сложную  модель из
кирпичиков:
-- Пап, у меня готово!
-- Хорошо, давай посмотрим... Ты знаешь, а я, кажется, вижу три ошибки.
-- Не может быть! Я проверял.
--  Ты проверь еще  разок.  -- Две  ошибки Алеша  обнаружил сам. А  вот
третья...
-- Не вижу, где же еще?
-- А ты по всем проекциям проверял?
-- Да! И спереди смотрел, и сверху, и сбоку...
-- А ну-ка, проверь второй кирпич снизу. Не видишь? Жаль! Ну ладно, так
и быть. Где у тебя в модели видна эта линия? То-то же!
Прежде  чем указать  ошибку  (да  и  то не  прямо),  отец заставил сына
"выложиться" до конца. Это очень важно.
Можно  пойти даже на  "хитрость", т. е. сказать об  ошибке  там, где ее
нет, --  пусть ребенок докажет, что там все "по чертежу", все правильно. Или
можно специально построить что-то  с  ошибками (более  или менее грубыми  --
исходя  из возможностей  ребенка),  а потом  вместе отыскивать ошибки,  даже
устроить  соревнование: кто их  больше найдет? Причем особенно высоко ценить
обнаружение не специальных, а действительно вкравшихся ошибок, даже если это
ошибки взрослого. В умении найти ошибку или неточность малыши довольно часто
обгоняют  взрослых,  и это  надо  поддерживать  --  пусть  поднимаются  выше
старших. Но -- без злорадства!

Насильно мил не будешь, а запретный плод сладок

Очень часто, желая что-то внушить ребенку, упорно и навязчиво повторяют
ему  одно  и то же. Нет  лучшего  способа  добиться  прямо  противоположного
результата.  И  наоборот:  запрет,  недоступность всегда  вызывают интерес и
желание  узнать,   что  это  такое.   Эту  закономерность  обязательно  надо
использовать в общении с ребятами. И в играх -- тоже.
Вечер. Вы выбрали полчаса, чтобы поиграть с дочкой. А она занята куклой
-- у нее "гости".
-- Наташа, давай поиграем!
-- Папочка, я делаю пирог.
-- Да что ты все с куклами и с куклами? У меня времени  немного есть --
давай из кубиков узоры сложим,
-- Ну, папа, я немного еще поиграю. Потом!
-- А позже я не смогу. Ну-ка быстренько ко мне, а куклы твои подождут!
Как неохотно дочка идет к вам, мысли ее заняты совсем не кубиками,  она
оглядывается на кукол...
-- Ну-ну, не отвлекайся, смотри вот сюда на узор...

xfactor
Рубрика: Литература Опубликовано: 6 Май 2010
xfactor

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

 
xfactor
САНТ
Театр "АМАДЕЙ"
Добро пожаловать на официальный сайт театра "Амадей" (г. Ульяновск) !