|

"Ай-яй-яй!", или "Гм...", или досадливого "Да, проморгал...", или
"Верно...", "Молодец", "Так, так..." и т. п. Подчеркиваем: воздерживаться от
подобных замечаний надо именно в ходе игры, когда ребенок еще не окончил
очередного задания. Почему они нежелательны? Нужно сказать, что вначале,
когда малыш только знакомится с играми, подобные эмоциональные реплики даже
помогают: одобрительные -- окрыляют, критические -- побуждают работать
внимательнее, осмотрительнее. Но затем лучше от них постепенно отказаться,
потому что ребенок начинает больше судить о своих действиях не по
результатам самой работы, а по замечаниям окружающих. А это приведет к тому,
что у ребенка не будет развиваться самоконтроль. После очередного шага в
решении задачи он станет смотреть на вас: улыбнетесь вы или нахмуритесь,
кивнете одобрительно или отрицательно. И если это станет главным критерием в
его оценке собственных действий, то самоконтроль, самоанализ заменяется
стремлением просто угадать, как относятся к этому окружающие. Даже при
оценке самых сложных работ не надо торопиться с замечанием: "Смотри --
ошибка! И еще одна ошибка! А здесь не так!"
Лучше делать это по-другому. Вот Алеша строит сложную модель из
кирпичиков:
-- Пап, у меня готово!
-- Хорошо, давай посмотрим... Ты знаешь, а я, кажется, вижу три ошибки.
-- Не может быть! Я проверял.
-- Ты проверь еще разок. -- Две ошибки Алеша обнаружил сам. А вот
третья...
-- Не вижу, где же еще?
-- А ты по всем проекциям проверял?
-- Да! И спереди смотрел, и сверху, и сбоку...
-- А ну-ка, проверь второй кирпич снизу. Не видишь? Жаль! Ну ладно, так
и быть. Где у тебя в модели видна эта линия? То-то же!
Прежде чем указать ошибку (да и то не прямо), отец заставил сына
"выложиться" до конца. Это очень важно.
Можно пойти даже на "хитрость", т. е. сказать об ошибке там, где ее
нет, -- пусть ребенок докажет, что там все "по чертежу", все правильно. Или
можно специально построить что-то с ошибками (более или менее грубыми --
исходя из возможностей ребенка), а потом вместе отыскивать ошибки, даже
устроить соревнование: кто их больше найдет? Причем особенно высоко ценить
обнаружение не специальных, а действительно вкравшихся ошибок, даже если это
ошибки взрослого. В умении найти ошибку или неточность малыши довольно часто
обгоняют взрослых, и это надо поддерживать -- пусть поднимаются выше
старших. Но -- без злорадства!
Насильно мил не будешь, а запретный плод сладок
Очень часто, желая что-то внушить ребенку, упорно и навязчиво повторяют
ему одно и то же. Нет лучшего способа добиться прямо противоположного
результата. И наоборот: запрет, недоступность всегда вызывают интерес и
желание узнать, что это такое. Эту закономерность обязательно надо
использовать в общении с ребятами. И в играх -- тоже.
Вечер. Вы выбрали полчаса, чтобы поиграть с дочкой. А она занята куклой
-- у нее "гости".
-- Наташа, давай поиграем!
-- Папочка, я делаю пирог.
-- Да что ты все с куклами и с куклами? У меня времени немного есть --
давай из кубиков узоры сложим,
-- Ну, папа, я немного еще поиграю. Потом!
-- А позже я не смогу. Ну-ка быстренько ко мне, а куклы твои подождут!
Как неохотно дочка идет к вам, мысли ее заняты совсем не кубиками, она
оглядывается на кукол...
-- Ну-ну, не отвлекайся, смотри вот сюда на узор...

Рубрика: Литература Опубликовано: 6 Май 2010
|
|
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63