|

опытом известной семьи Л. А. и Б. П. Никитиных.
Воспитательная система Никитиных представлена в этой книге лишь одной
своей гранью. Это система, которую можно назвать Педагогикой Предоставления
Возможностей. Эту педагогику развивали В. А. Сухомлинский, Б. Спок, Я.
Корчак. Никитины успешно осуществляют и глубоко осмысливают эту педагогику в
условиях своей многодетной семьи. Получить представление об этой педагогике,
почувствовать ее главный смысл и "аромат", перенять ее можно по тем
правилам, которые сформулированы в этой книге.
Вот пять условий развития способностей детей, которые приводятся в
начале книги: 1) раннее начало; 2) создание среды, способствующей
развивающей деятельности ребенка и стимулирующей ее; 3) организация
максимального напряжения сил в процессе этой деятельности, достижение
потолка возможностей; 4) обеспечение большой свободы в выборе деятельности;
5) помощь взрослых.
Ни одно из этих условий, взятое отдельно, не приведет к успеху. Только
их совокупность даст определенные результаты, в чем могут убедиться
читатели. Эта книга описывает подсистему системы воспитания Никитиных, что
доказывается соответствием особенностей игр тем пяти условиям, которые
выдвинуты: 1) "пища" для ума с раннего возраста; 2) условия для опережающего
развития способностей; 3) поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего
"потолка", ребенок развивается наиболее успешно; 4) игры не терпят
принуждения и создают атмосферу радостного творчества; 5) родители учатся не
мешать ребенку в самостоятельной деятельности. Это значит, что даже в отрыве
от всей остальной системы Никитиных грамотное применение описанных здесь игр
само по себе даст толчок в развитии ребенка.
Развивающие игры представляют собой наборы задач постепенно
возрастающей сложности очень широкого диапазона, от элементарных, доступных
2-3-летнему малышу, до таких, с которыми трудно справляются взрослые. Эти
игры нацелены исключительно на развитие творческих мыслительных способностей
ребенка. Их, конечно, нельзя называть играми в подлинном смысле этого слова.
Это скорее обучение с использованием игровых моментов. Поэтому автор книги
настойчиво предостерегает родителей, которые, желая блага своему ребенку,
могут перегрузить его занятиями, не учитывая индивидуальных особенностей.
Поэтому -- никакого принуждения!
Любые игровые взаимоотношения помогают установить контакт, сближают,
открывают родителям доступ к самым глубинным тайнам детской души.
Теперь осталось пожелать родителям внимательно прочитать книгу,
изготовить игры и начать играть.
--------
* Что такое развивающие игры *
Мы получаем много писем, и в большинстве из них просьбы: "Поделитесь
своими секретами воспитания", "Напишите подробно, как вы развиваете своих
малышей", "Где найти описание ваших игр?"
Секретов у нас, конечно, никаких нет, но отличий от традиционных
методов воспитания накопилось уже довольно много, и одно из них --
развивающие игры. Эти игры необычные. Они родились в общении с детьми и при
их непосредственном участии. Вот уже более пятнадцати лет они "проходят
проверку" на практике не только в нашей большой семье, но и в самых
различных семьях, а также в Экспериментальной студии эстетического
воспитания дошкольников (г. Химки) и вызывают интерес не только у детей, но

Рубрика: Литература Опубликовано: 6 Май 2010
|
|
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63