|

Они тоже иногда играют с Ваней, и с ними он одолел "пилу", которая
"Ела, ела дуб-дуб -- поломала зуб-зуб" (так говорит Ваня, двигая "пилу"
взад-вперед по столу), а "фонарики" никак не сдаются.
-- Скоро и "фонарики" у тебя получатся, -- утешаем мы Ваню. -- Ведь и
"пила" и "елочка" тоже трудные, а ты их уже делаешь.
Так проходит несколько дней, и я уже подумываю, не следует ли забыть на
время и "фонарики", и игру, как вдруг однажды вечером, ко всеобщей радости,
Ваня сам сложил "фонарик".
Это событие, во-первых, подняло Ваню на новую "волну" увлечения игрой,
а во-вторых, несколько дней подряд кубиками вновь занимались старшие его
братья и сестренки и придумали для нашей игры более десятка новых интересных
узоров-заданий. Такие удачи бывают не часто, и их надо ценить, уж очень
хороший и полезный след оставляют они в жизни малыша.
Можно играть и самому!
Когда игра для ребенка станет интересной, он сам просит: "Давай
поиграем в кубики! Давай складывать узоры!", тогда можно подумать о том,
чтобы не просто изредка давать кубики для самостоятельной игры, но и
поощрять эту самостоятельность всеми средствами. Тут дело не только в том,
что высвободится время взрослых, а в том, что, играя самостоятельно, ребенок
учится контролировать себя, сравнивать свои результаты, оценивать свои силы
и возможности -- в этом начало самостоятельности мышления, очень важной
стороны творческих способностей.
Самостоятельная игра особенно эффективна, когда после каждой встречи с
кубиками ощутимо движение, новый шаг вперед, заметный для взрослого и для
самого ребенка. В нашей семье самостоятельно играют малыши с той поры, когда
они в состоянии собрать после игры кубики в коробку и принести ее после игры
папе или маме.
Обычно мы не отказываем в просьбе малыша дать ему кубики, но
интересуемся:
-- А какую серию узоров ты будешь складывать?
-- Серию Д, -- отвечает тот не без гордости. Да и как не гордиться,
если это самая трудная и сложная серия.
За успехами и продвижением малыша мы следим и, конечно, записываем все
крупные достижения и победы в дневник: преодоление трудных узоров вроде
"фонариков", "горки", "лодки", окончание одной из серий, складывание нового
узора, какого еще ни у кого не было, победу в соревнованиях и т. п. Малыши
чувствуют заинтересованность старших и в свою очередь сами стремятся одолеть
побольше узоров.
В развивающих играх нумерация и счет встречаются довольно часто, и
дети, между прочим, могут рано их освоить и к 4 -- 5 годам вполне осмысленно
пользуются счетом до 50, 100 и даже дальше.
Узоры-задания серии Г мы даем детям с 2 -- 3 лет. Если из азбуки и из
цифр не делать тайны и считать букву О или А столь же обычными вещами, как
"мяч" или "стол", то и малышу будет невдомек, что между ними есть какая-то
разница, и он запоминает их совсем так же, как все прочие слова. У нас в
семье к 3 годам все семеро уже знали буквы и цифры, а с 3 -- 4 лет начинали
читать. Та легкость, с какой шло раннее усвоение букв, потом переносилась и
на усвоение школьной программы.
Складывание узоров из кубиков по готовым заданиям -- самый простой вид
работы в игре. Игру можно немного усложнить (а заодно почти удвоить
количество узоров-заданий) следующим образом: если на карточке узор состоит
из красно-белых граней, то можно предложить сделать такой же, но желто-синий

Рубрика: Литература Опубликовано: 6 Май 2010
|
|
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63