|

привычная работа называется исполнительской деятельностью. Обучаясь
профессии, человек развивает свои способности к этой деятельности: внимание,
память, умение копировать действия других, повторять увиденное или
услышанное, умение довести профессиональный навык до автоматизма
(машинопись, стенография, телеграфирование и т. п.). Эти способности
позволяют человеку поступать в какой-либо привычной деятельности по
установленным правилам подчас даже машинально. Недаром машинистки, печатая и
даже не сбавляя при этом темпа работы, могут переговариваться между собой,
шофер, продолжая вести машину, объявляет остановки, делает по микрофону
замечания пассажирам и даже может пошутить.
Но вот перед машинисткой длинный текст, который надо расположить на
одном листе наиболее экономно или каким-то необычным способом. Это
непривычно -- раньше ей не приходилось с этим сталкиваться, это новая для
нее задача. Или шоферу, пришедшему утром в гараж, не удается запустить
мотор. Неисправность может быть в системе и питания, и зажигания, и
электропроводки. Ни один учебник и инструктор не может предусмотреть все
возможные поломки и неисправности и научить этому шофера, как это делается
при обучении вождению машины. Значит, это тоже новая задача. Надо самому
поразмыслить, найти решение этой задачи. И хотя она не очень сложна, ее
можно уже отнести к творческим задачам.
Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности -- от
нахождения неисправности в моторе, решения головоломки до изобретения новой
машины или научного открытия, -- но суть их одна: при их решении происходит
акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то
и требуются особые качества ума, такие, как умение сопоставлять и
анализировать, умение комбинировать, находить связи и зависимости,
закономерности и т. д., -- все то, что в совокупности и составляет
творческие способности.
Все виды человеческой деятельности включают в себя и исполнительский, и
творческий компонент, но в разных пропорциях. Рабочий у конвейера на
производстве почти лишен творческой деятельности, а авиаконструктор или
изобретатель в основном только ею и занимается.
В наше время людей, особенно молодых, привлекает та деятельность, в
которой преобладает творческое начало. Это закономерно и в высшей степени
симптоматично: мы живем в век невиданной еще в истории человечества
научно-технической революции, одной из тенденций которой является передача
исполнительских функций человека машинам и высвобождение сил и времени людей
для творчества. В то же время научно-техническая революция делает жизнь во
всех ее проявлениях разнообразнее и сложнее: она требует от человека не
шаблонных, привычных действий, освященных многовековыми традициями, а
подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению
больших и малых жизненных задач. Особенные требования к человеку предъявляет
современное производство, где буквально на наших глазах появляются и
исчезают целые профессии и на убыль идут как раз те, где нужен тяжелый,
однообразный, исполнительский труд. Человеку с творческим складом ума легче
не только сменить профессию, но и найти творческую изюминку в любом деле, а
поэтому достичь высокой производительности труда.

Рубрика: Литература Опубликовано: 6 Май 2010
|
|
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63