|

на одну в каждом следующем квадрате, и т. п.
На первый взгляд может показаться, что эта игра по силам только
школьникам 1 -- 2 класса, т. е. 7 -- 8-летним детям, а в нашей семье этого
уровня уже достигают малыши между 3 -- 4 годами, да и не только, конечно, в
нашей, а всюду, где начинают игры, подобные "Точечкам", с 1,5 -- 2 лет.
Поэтому и мы начинаем с заданий, значительно более простых, чем задание 4.
"Игровая ситуация" тем более нужна, чем младше ребенок. Здесь так же надо
увлекаться самому взрослому и очень чутко поддерживать каждый успех, каждый
шаг ребенка вперед, так же иногда "забывать" об игре на некоторое время,
чтобы потом вернуться к ней, как к новой, и так же руководствоваться
интересом и увлеченностью ребенка и ни в коем случае не "перегибать палку",
не заставлять играть.
1. Разложить квадраты по цвету. Для этого высыпьте квадраты на стол, а
малышу скажите: "Давай наведем порядок в квадратах!" (лучше на фоне
какой-нибудь сказочной ситуации). Для этого надо:
а) перевернуть все квадраты лицевой стороной кверху, чтобы видны были
точки;
б) собрать вместе квадраты одного цвета, чтобы вышло 4 стопки;
в) разложить их в 4 ряда, чтобы каждый ряд был одного цвета. От
маленьких, не умеющих считать, не надо добиваться никакого порядка, а
похвалить, какие красивые цветные "дорожки" у них получились.
Задания к игре
2. Разложить квадраты чуть-чуть по порядку. Предложите ребенку
разложить квадраты по цвету -- желтые, зеленые, красные (как в задании 1).
Затем в каждом ряду найти квадраты без точек, положить их первыми слева и
затем рядом квадраты с одной точкой. Квадраты, где нет точек ("ноль точек"),
узнают даже не умеющие считать, поэтому такое задание как раз для малышей,
которые знают только два "числа": "один" и "много".
3. Разложить красные квадраты по порядку. Постепенно малыш раскладывает
правильно квадраты от 0 до 2 точек, потом до 3, 4 и т.д. Остальные квадраты
пусть следуют в беспорядке, хотя иногда дети укладывают их примерно
правильно, чувствуя интуитивно, "на глаз", где больше точек и где меньше.
Радуйтесь, подчеркивайте, записывайте в дневник, что "сегодня Ваня
положил по порядку квадраты: 0, 1, 2, 3, 4", ждите с нетерпением каждого
следующего шага (до 5, 6, 7, 8 точек и т. д.), но предлагайте "Точечки" для
игры только тогда, когда вы совершенно уверены в желании малыша взяться за
них. В противном случае отложите игру на неделю, на месяц и вспомните о ней
тогда, когда безошибочно увидите, что Ваня откладывает 5 кубиков.
В этот период следует использовать и все случайные возможности для
обучения счету: "Принеси, Ваня, еще 3 чайные ложки!", "А сколько у Вани
белых пуговичек на курточке?", "Давай сосчитаем, сколько у нас ступенек на
крылечке!", "Достань, пожалуйста, из корзинки еще 4 картошки!" и т. д. и т.
п. Мы еще повесили на стену "Таблицу сотни", до которой Ваня достает руками
и, показывая числа, называет их по порядку: запоминая одновременно и вид
самих цифр, и порядок их следования. И есть еще маленькие и большие счеты,
на которых отсчитывать косточки тоже приятно.
В такой "математической атмосфере", где взрослые не боятся считать сами
и привлекать к этому малыша, дети относятся к счету как к игре. Мы как-то
даже вишнями лакомились, решая задачу: косточки складывали на квадраты
клеенки точно в таком порядке, как в игре "Точечки".

Рубрика: Литература Опубликовано: 6 Май 2010
|
|
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63