|

малыши схватят главную идею -- поймут ли, что вы показали им три фигуры для
того, чтобы они догадались сами, какой должна быть четвертая. Сначала
показывайте фигуры по одной, как обычно в игре "Внимание", а дальше скажите:
"А четвертую нарисуйте сами! Кто догадался, какая она?" Покажите ее только
при проверке, причем для этого положите сразу все 4 фигуры в ряд (или "в
колонку"), чтобы закономерность их изменения была видна всем детям. Тут надо
спросить у них, какую закономерность они обнаружили, а затем уже приступать
к проверке.
Более развитым можно давать и 2, и 3 серии заданий "ВУ" "в один
присест" -- если будет желание у играющих.
При оценке выполнения заданий за четвертую фигуру надо давать в 2 или 3
раза больше очков, чем за первые три, так как первые 3 фигуры дети видели и
копировали по памяти, а четвертую рисовали, не глядя на нее -- додумывались,
анализировали, это уже акт творчества, и он должен цениться выше. Если в
серии "спрятана" одна закономерность, то нужно добавить 10 баллов, а если
две, то -- 20. В серии ВУ-7 ("Пузырьки"), например, надо уловить две
закономерности: первая -- что маленький пузырек "выходит" из большого и
удаляется от центра каждый раз на половину своего диаметра, а вторая, что он
еще и "вращается" против часовой стрелки каждый раз на 1/4 оборота. Мы
поэтому 30 баллов за четвертую фигуру распределяли так; от 1 до 10 баллов
давали за качество рисунка, плюс 10 баллов, если догадался, что пузырек
"выходит", и еще 10 баллов, если узнал, что он еще и вращается. Таким
образом, например, если за качество рисунка поставили 9 баллов, то можно
набрать и 19, и 29 баллов, в зависимости от полноты раскрытия
закономерностей.
Своеобразие мышления малышей приводит их иногда к оригинальным
решениям, к которым надо относиться в высшей степени внимательно и оценивать
всегда положительно, даже если логика ребенка покажется странной. В том же
задании ВУ-7 ("Пузырьки") 6-летняя Юля, вместо того чтобы удалить маленький
пузырек из большого, спрятала его в четвертом рисунке опять внутрь.
-- Почему ты опять спрятала пузырек? -- удивились "судьи" при проверке
рисунка.
-- Маленький пузырек решил выйти на улицу погулять, а там холодно. Он
постоял на крылечке, замерз и вернулся погреться. -- "Судьи" все рассмеялись
и единогласно дали ей за такую логику решения 10 баллов. Не надо поэтому
смущаться тем, что ответы могут не совпадать с имеющимся решением, важно,
что мысль ребенка работала самостоятельно и он не угадывал, а искал ответ по
существу и сумел свое решение обосновать. Надо всегда поощрять
оригинальность, нестандартность мышления.
После освоения игры "Внимание" мы играем в нее сравнительно редко --
раз в месяц и даже реже, так как она вначале дает толчок для развития
внимания, а потом служит главным образом проверочным заданием,
контролирующим сдвиги в развитии внимания малышей.
Когда будут исчерпаны фигуры-задания, очень полезно составлять новые
серии, используя условные знаки и обозначения, применяемые в электротехнике,
радиотехнике, топографии (ведь всем надо уметь читать план и карту),
строительстве, кинематике машин, дорожные знаки и т. п. Дети очень легко
запоминают все эти знаки. Не делайте из подобных обозначений тайн, называйте
их, как принято, и поясняйте детям, что они значат. При этом вы развиваете

Рубрика: Литература Опубликовано: 6 Май 2010
|
|
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63