|

овладевает родной речью? Если малыш слышит разговор взрослых со дня
рождения, если с ним постоянно говорят, побуждая его к ответному лопотанию,
повторению слов, то он около года начинает произносить первые слова, через
год уже легко составляет простые фразы, а от 2 до 5 лет (по утверждению К.
И. Чуковского) каждый ребенок -- гениальный лингвист. Но это относится
только к нормально развивающимся детям. Если же до года ребенок редко слышит
обращенную к нему речь, если никто не вызывает у него потребности в речевом
общении, то речь развивается намного позже.
И главное -- усвоение родного языка идет у него с огромным трудом,
очень медленно, и это сказывается потом на общем развитии. Долгие годы ему и
в школе бывает трудно учиться, и даже при большом прилежании он становится
хронически отстающим.
Науке известно более 50 случаев, когда младенцы попадали в логово к
диким животным (волкам, медведям, обезьянам) и вырастали среди них. Иногда
удавалось возвратить таких детей в человеческое общество, но возвращение это
обычно оказывалось трагическим. Если ребенку было больше 6 -- 7 лет, его уже
никакими средствами не могли сделать человеком, не могли даже научить
говорить. Почему? Куда девалась его общечеловеческая способность к овладению
речью?
Оказывается, возможность развиваться не остается неизменной! После
рождения, вместе с ростом ребенка мозг его дозревает и становится способным
к функционированию. Это время и есть самое лучшее для начала развития всего
многообразия человеческих способностей. Но развиваться начинают только те
способности, для формирования которых создаются условия к моменту этого
созревания. Чем благоприятнее условия, чем разнообразнее дела, которыми
малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идет его развитие.
Пятилетняя англичанка Верина Гринвей "говорит и читает по-английски,
по-французски и по-итальянски. Она пишет так же хорошо, как и десятилетние
дети, и не делает при этом грамматических ошибок... По арифметике она знает
наперед за три класса. Она плавает, играет на пианино, катается на коньках и
танцует...". Мать девочки убеждена, что "большинство детей могут быть
такими, как и ее дочь", если родители создадут определенные условия. Но если
жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования (накормлен,
напоен, уложен спать), то в таких условиях замедляется его эмоциональное и
интеллектуальное развитие.
Современные исследования на молекулярном уровне (эксперименты шведского
нейробиолога Хидена) подтверждают, что мозг на ранних стадиях своего
развития требует не только соответствующего питания, но и стимуляции. Если
нейроны лишены стимулирующей "учебной" среды, они уже не могут формировать
богатую сеть волокнистых соединений мозга, становятся, образно говоря,
пустыми мешками и в конце концов атрофируются. Лишив ребенка своевременного
и полноценного воспитания и обучения в младенческом и дошкольном детстве, мы
тем самым обрекаем его на громадные затраты сил и времени на развитие
способностей в будущем.
Итак, первое условие успешного развития способностей -- раннее начало.
Но как "нащупать", где лежит тот оптимальный срок, то самое наилучшее время
начала развития, когда совершенствование идет и легко, и быстро, и наиболее
продуктивно для будущего? Это определить тем более трудно, что, по-видимому,

Рубрика: Литература Опубликовано: 6 Май 2010
|
|
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63