Home
xfactor
xfactor
xfactor

Так, Любим  Торцов («Бедность не порок»  Островского) рассказывает в первом акте приказчику Мите «линию», которая привела его от богатого наследства к нищете. Трудность овладения этим длиннейшим рассказом заключается для  актера, между  прочим, в том, чтобы за отступлениями, воспоминаниями и прибаутками не затерялась цель его произнесения, она только и может объединить весь рассказ в одно целое повествование — поучительную историю жизни.
В подобных случаях форма эпического повествования может служить как бы канвой, по которой актер вправе вышивать самую причудливую и яркую словесную живопись. Эта живопись  легко теряет почву и перспективу и тускнеет, если она не введена в форму эпического повествования.

6

Говоря об интонационных формах, мы пока рассматривали лишь одну сторону композиции словесной живописи, связанную,  условно говоря, с «расположением предметов в пространстве». Вторая  группа   вопросов —  «точка и угол зрения» — также имеет прямое отношение к словесной живописи.
Как мы уже говорили, от точки зрения па любое расположение предметов в значительной степени зависит композиция картины в целом.
В словесной живописи к способам и средствам выразить свою точку зрения на рисуемые предметы и навязать ее слушателю  относятся: паузы, повышения, понижения, усиления и ослабления звука и темп.
Именно этими средствами выделяются ударные слова; как об этом уже  говорилось, с этого начинается выявление целенаправленности произнесения любой фразы, выявление субъективной заинтересованности действующего словами.
Чтобы ту или иную часть картины выделить — она ограничивается паузами;  чтобы показать ее крупным планом - замедляется темп ее рисования; чтобы сделать ее «светлой» — повышается  голос; чтобы сделать ее «темной» — голос понижается.  И,  наоборот: чтобы стушевать ту или иную деталь, нужно не выделять ее паузами; чтобы отнести те или иные места картины к ее фону, нужно ускорить темп.
Разумеется, все эти взаимозависимости, все способы, о которых мы  говорим «нужно», весьма относительны, постоянно нарушаются, могут и даже должны нарушаться. Убедительным примером может служить упомянутый выше рассказ Тюленина в исполнении Б. Толмазова в спектакле «Молодая гвардия» в театре имени В. Маяковского. В монотонности и бескрасочности артист нашел высшую  степень выразительности — именно их требует в данном случае душевная потрясенность героя. Взаимозависимости, о которых идет речь, относятся к общей логике словесного действия, а в художественной практике мы всегда имеем дело с индивидуальной логикой, которая только тогда и художественна, когда  отклоняется от общей. Но сознательный путь к этой индивидуальной логике лежит через общую логику действий, о чем мы уже говорили выше.
Он заключается в умелом  творческом использовании общих закономерностей логики действий, в частности, словесных.

xfactor
Рубрика: Литература Опубликовано: 6 Май 2010
xfactor

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

 
xfactor
САНТ
Театр "АМАДЕЙ"
Добро пожаловать на официальный сайт театра "Амадей" (г. Ульяновск) !