Home
xfactor
xfactor
xfactor

Б. Ростоцкий так описывает эту сцену в спектакле МХАТ: «Когда партизаны приводят взятого в плен солдата-американца и Васька Окорок, желая  “упропагандировать эту курву”, пытается объясниться с ним, то, предваряя реплику Окорока, автор указывает в ремарке: «вдруг радостно взмахивает руками, подзывает к себе американца и в лицо, в упор кричит ему». В спектакле МХАТ в исполнении Баталова было иначе. Шумливый и озорной Васька Окорок становился  каким-то внутренне подтянутым и собранным; он не кричал, а, напротив, говорил о Ленине, как о самом заветном и дорогом, что должно было найти прямую дорогу к сердцу обманутого империалистами рабочего парня, одетого в военную форму... Он, бережно  взяв в обе руки лицо солдата, задушевно говорил: «Па-арень...». Но американец все еще не понимал Ваську. Тут Васька,  вспомнив самое нужное, единственно нужное слово, произносил: «Ле-е-енин!» Американец (его играл П. В. Масальский) радостно кивал  головой  и  повторял:  «Льенин, Льенин!» — Васька Окорок «еще нежнее», как было сказано в одном  из отзывов о спектакле, брал лицо американца в свои широкие  ладони и почти шепотом говорил: «Пролетариат!» — и вновь встречал у американского солдата радостное сочувствие и понимание»1.
О  таких случаях хочется сказать словами В. Маяковского:
От слов таких срываются гроба
Шагать  четверкою своих дубовых ножек…

Для этого они должны быть до предела наполнены, можно сказать, переполнены реальными представлениями, видениями.
Гораздо чаще овеществление слова нужно актеру для овеществления целостной картины, рисуемой рядом слов — фразой  или рядом фраз. Тогда нагрузка овеществления ложится преимущественно на ударные слова, а отдельно взятому слову вообще принадлежит более скромная роль, так же как, скажем, отдельному мазку на живописном полотне.
Здесь в качестве примера можно привести сцену из спектакля  «Молодая  гвардия» в  Московском  театре  имени Вл. Маяковского. Артист Б. Н. Толмазов в  роли Тюленина рассказывает о фашистском нашествии, которое он своими глазами и только что увидел. Ом до такой степени потрясен увиденным, что ему не хватает сил и слов как бы то ни было раскрашивать рисуемую  картину: частности для него как бы не имеют значения, он занят «целым», и только им. И действительно, картина в целом приобретает страшную, потрясающую силу, хотя артист произносит слова как будто бы «бесцветно».

3

«Работу по речи и слову надо начинать всегда с деления  на речевые такты  или, иначе говоря,  с расстановки   логических   пауз»2, — писал К. С. Станиславский.
Это деление, по его выражению, водворяет порядок в словах и правильно соединяет их в группы, в семьи или, как некоторые называют, в речевые такты3.
Картина, которую нужно найти в данных словах роли и  которую данными словами нужно нарисовать, должна  состоять из фактов — предметов, событий, процессов. Любое из  данных слов должно принадлежать к тому или иному факту, предмету, событию. Слова (одно или несколько), относящиеся  к одному и тому же предмету, представляют собой семью, группу слов или один речевой такт. Чтобы их принадлежность к данному такту была понятна, речевые такты или  семьи  должны  быть разграничены паузами, а внутри такта слова,  наоборот, произносятся слитно, как одно большое слово.
Таким образом, делением на речевые такты  устанавливается предметный и сюжетный состав картины. Мельчайшие ее элементы —  отдельные слова, обозначающие качества, события,  обладающие этими признаками.

xfactor
Рубрика: Литература Опубликовано: 6 Май 2010
xfactor

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

 
xfactor
САНТ
Театр "АМАДЕЙ"
Добро пожаловать на официальный сайт театра "Амадей" (г. Ульяновск) !